Дополнительное профессиональное и ускоренное высшее образование
в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского

Карта сайта 

 Страница ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на Facebook Страница ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на Vk Timkin-blog  Все новости и объявления на сайте института непрерывного и открытого образования

Тел.: +7 (3812) 602-281, пишите: io@omsu.ru

Евгения Кулик о результатах казанского форума "Образование России"

 

Евгения Кулик, директор по онлайн обучению НИУ ВШЭ, (Москва) на своей странице в Фейсбуке подилилась своим видением о результатах форума, "Образование России", который прошел со 2 по 4 марта в Казани.

 

Евгения считает, что конференция получилась, всего было 1300 участников из 35 регионов России и 7 стран, и было три дня плотной работы. Организаторами заявлено, что конференцию планируют сделать ежегодной. Автор считает, что все есть предпосылки – мероприятие займет свое место в общероссийском календаре. Время подходящее (нет такого конференционного ажиотажа, как в апреле и в октябре), и уровень организации тоже.

 

Евгения рассказала, что выступления на секциях были для нее показательными, потому, что те, кто давно и всерьез работают в области онлайн-обучения, ничего принципиально нового для нее не сказали, как и она им. Более того, не было произнесено ни одного тезиса, по поводу которого можно было бы устроить горячий спор. Все видят ситуацию одинаково: мы в точке сингулярности, никаких прогнозов о том, что будет ведущим трендом в плане технологий и бизнес-моделей на горизонте хотя бы лет в 5, никто дать не может. Но все меняется на лету. Через полгода все может быть существенно преобразиться, или остаться в прежнем виде. Поэтому, считает она, нет ответа на вопрос «Как правильно?». А каждый движется, как считает правильным он сам. "И это сейчас единственно верный путь – пишет Евгения. – Ряд вузов проспали последние 5–10 лет развития электронного обучения, и еще задают вопрос «Зачем вообще так учить?». Их сотрудники и руководители пока не поняли".

 

На секциях, посвященных электронному образованию, присутствующих можно поделить на две группы, из которых одна делилась конкретными решениями, а «зачем» они давно прошли и не видят смысла обсуждать это. Вторая группа выясняла вопросы целеполагания и раздражалась, что вместо этого люди разговаривают о прикладных аспектах.

 

Для подавляющего большинства участников МООС находятся в нижней точке кривой ажиотажа. Для большинства создателей и разработчиков МООС – на склоне просвещения кривой ажиотажа.

 

Университет Иннополис на собственном примере подтверждает: если в вузе менее 1,5 тыс. студентов и в основном программы бакалавриата, то вуз не стремится к развитию онлайн-обучения. Там менее 700 студентов и 6 программ бакалавриата, 2 магистратуры. Поэтому им не имеет смысла развивать онлайн-обучение. Moodle у них – это среда поддержки очного обучения.

 

Для меня было открытием, что тезис об изменении роли преподавателя в условиях общей доступности информации и для студента и для преподавателя, когда преподаватель становится не транслятором знаний, а проводником, тренером, приглашенным профессором-консультантом – даже умнейшими людьми, не имеющими личного опыта организации онлайн-обучения воспринимается совершенно буквально. Т.е. этот тезис считывается ими как «преподаватель это версия умного библиотекаря, способного порекомендовать нужный вам контент». – утверждает Евгения Кулик.

 

Гуманитарные проблемы, связанные с развитием технологий, – это один из наиболее серьезных вызовов, стоящих перед системой образования в самом ближайшем будущем. Фундаментальное гуманитарное образование, создание методик формирования ценностей у людей, занятых созданием и развитием технологий – это область новых серьезных рисков и новых серьезных вызовов системе образования, пока совершенно не обсуждаемая профессиональным сообществом в России, утверждает Евгения Кулик.

 

Информация с сайта Института открытого и непрерывного образования ОмГУ

Александр Максимов, Институт открытого и непрерывного образования ОмГУ

Фото с сайта конференции.