Чтобы изменить расстояние между строками в HTML, вам не нужно забивать шпоны. Вам нужно всего лишь к объекту, в котором вы хотите это расстояние отрегулировать, например, к абзацу текста (тег <p></p>) или к блочному элементу (<div></div>), применить CSS-свойство line-height. Свойство может применяться ко всем тегам HTML.
Значение у line-height можно задавать в процентах, множителем, единицами измерения (пиксели (px), пункты (pt), пайки (pc) и т.д.), а также оно может принимать значение normal и inherit.
При normal расстояние между строками вычисляется браузером автоматически по своим соображениям, при inherit — наследуется значение родительского элемента, т.е. тега, в который данный тег вложен.
Черкнем несколько строк на HTML.
1 |
<!DOCTYPE html> |
Вот так выглядит в браузере расстояние между строками в абзаце со значением 1 (т.е. одинарный интерлиньяж) и 70% у заголовка (заметьте что при расчете в % за 100% берется высота шрифта):
Если мы зададим line-height для тега <div>, окутывающего и заголовок, и абзац, а у них, соответственно, это свойство уберем, то получится:
1 |
<!DOCTYPE html> |
Если мы поставим line-height = 0.4, получится экспонат отрицательного интерлиньяжа:
Зачем же вообще с расстоянием между строками что-то делают? Из-за вредности? От нечего делать?
Отнюдь.
Правильно подобранное расстояние между строками может повысить читабельность текста, а это очень важный аспект в веб-дизайне, в книгопечатании и во всем, что связано с текстом. Согласитесь, что когда мы во втором примере увеличили расстояние между строками, текст стало приятнее читать, не так ли? Но это совсем не значит, что чем больше интерлиньяж, тем выше удобочитаемость текста. После какого-то определенного момента строки начинают слишком далеко стоять друг от друга, глазу становится труднее переходить от одной к другой, и при чтении возникает дискомфорт. Помните о золотой середине.
Интерлиньяж
Метки:
Расстояние между базовыми линиями строк текста. Складывается из размера шрифта и межстрочным расстоянием. На рис. 1 показана базовая линия текста и расстояние между ними.
Рис. 1. Интерлиньяж
На веб-странице интерлиньяж вычисляется браузером автоматически в зависимости от размера и типа шрифта. Также значение интерлиньяжа можно установить самостоятельно с помощью стилевого атрибута line-height или font.
В качестве значения line-height можно использовать множитель, процентную запись или точное значение, заданное в любых единицах принятых в CSS — пиксели (px), дюймы (in), пункты (pt) и др. В примере 1 показана установка интерлиньяжа в пикселах.
Пример 1. Использование line-height
<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01//EN" "http://www.w3.org/TR/html4/strict.dtd">
<html>
<head>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251">
<title>Интерлиньяж</title>
<style type="text/css">
DIV {
line-height: 30px;
}
</style>
</head>
<body>
<div>
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit, sed diem
nonummy nibh euismod tincidunt ut lacreet dolore magna aliguam erat
volutpat. Ut wisis enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tution
ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo
consequat.
</div>
</body>
</html>
Результат данного примера показан на рис. 2.
Рис. 2. Значение интерлиньяжа установлено как 30 пикселов
Любое число больше нуля у аргумента line-height воспринимается как множитель от размера шрифта текущего текста. Например, значение 1.5 устанавливает полуторный межстрочный интервал. Разрешается использовать процентную запись, в этом случае за 100% берется высота шрифта.
Аналогично можно установить интерлиньяж с помощью стилевого параметра font, задавая ему три аргумента: размер шрифта, межстрочное расстояние и гарнитуру, как показано в примере 2.
Пример 2. Использование font
<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01//EN" "http://www.w3.org/TR/html4/strict.dtd">
<html>
<head>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251">
<title>Интерлиньяж</title>
<style type="text/css">
P {
font: 11pt/16pt sans-serif;
}
</style>
</head>
<body>
<p>Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit,
sed diem nonummy nibh euismod tincidunt ut lacreet dolore magna
aliguam erat volutpat. Ut wisis enim ad minim veniam, quis nostrud
exerci tution ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea
commodo consequat.</p>
</body>
</html>
В данном примере задан рубленый шрифт (sans-serif), размер его установлен 11 пунктов, а интерлиньяж — 16 пунктов. Обратите внимание, что эти два параметра пишутся через слэш (/). Результат примера показан на рис. 3.
Рис. 3. Значение интерлиньяжа установлено как 16 пунктов
8 простых способов улучшить типографику в вашем дизайне перевод
Множество людей, включая дизайнеров, думают, что типографика – это только выбор гарнитуры, размера шрифта и того, должен ли он быть нормальным или полужирным. Для большинства людей на этом все и заканчивается. Но для получения хорошей типографики нужно гораздо больше и как правило это детали, которые дизайнеры часто игнорируют.
Эти детали дают дизайнеру полный контроль, позволяет ему создавать прекрасные и последовательные с точки зрения типографики решения в дизайне. Хотя все это применимо для различных типов носителей, в этой статье мы сосредоточимся на том, как их применить к веб-дизайну с использованием CSS. Вот 8 простых путей с помощью CSS улучшить типографику и, следовательно, общее удобство дизайна.
1. Размеры
Размер наборной строки. Для глаза читателя, длинные или короткие строки утомительны. Длинные – разрушают ритм, так как читателю трудно найти следующую строку текста. Единственная ситуация, в которой приемлемы короткие строки – малое количество текста. Для наилучшей читабельности длина строки должна быть между 40 и 80 символами, включая пробелы. Для дизайна с одной колонки текста 65 символов – идеальны.
Простой способ вычислить длину строки – использовать метод Роберта Брингхарста (Robert Bringhurst’s), который умножает размер шрифта на 30. То есть, если размер шрифта 10px, умножая его на 30 получим 300px или, приблизительно, 65 символов в строке. Код будет выглядеть приблизительно как:
p {
font-size: 10px;
max-width: 300px;
}
Я использую px так как это значительно упрощает расчеты, но можно использовать и em.
2. Интерлиньяж
Интерлиньяж это пространство между строками текста в теле заметки и оно играет большую роль для читабельности. Правильное разделение строк, позволяет читателю проще следить за строкой и улучшает внешний вид текста. Интерлиньяж так же изменяет типографический цвет текста, который является плотностью или же тоном композиции.
На интерлиньяж влияет множество факторов: гарнитура, размер шрифта, его полнота, обстоятельства(?), длина строки, расстояние между словами и т.д. Чем длиннее строка, тем больше интерлиньяж. Чем больше размер шрифта, тем меньше интерлиньяж. Хорошее правило – устанавливать интерлиньяж на 2-5pt больше, чем размер шрифта, в зависимости от гарнитуры. Так что если шрифт 12pt, то для веб интерлиньяж должен быть в 15pt или 16pt.
Определение верного интерлиньяжа требует определенной ловкости, но ниже приведен пример того, на что должен быть похож ваш код:
body {
font-family: Helvetica, sans-serif;
font-size: 12px;
line-height: 16px;
}
3. Обработка кавычек
Обработка кавычек должна проводиться на полях текста. Если кавычки сливаются с текстом, то они разрывают левое поле и нарушают рифму блока текста. Обработка кавычек не нарушает выравнивания по левому краю и баланса и поэтому – улучшает читабельность.
Это легко достигается с помощью CSS, используя элемент blockquote:
blockquote {
text-indent: -0.8em;
font-size: 12px;
}
Отрицательный отступ будет зависеть от гарнитуры, размера шрифта и полей.
4. Вертикальный ритм
Сетка базовых линий это основа постоянного типографического ритма на странице. Он позволяет читателям легко следить за текстом, что в свою очередь увеличивает читабельность. Постоянный ритм в вертикальном пространстве удерживает текст на постоянной сетке так, что пропорции и баланс сохраняются неизменными по всей странице вне зависимости от размера шрифта, интерлиньяжа или длинны строки.
Для того что бы поддерживать вертикальный ритм с помощью CSS, нужно, что бы расстояние между элементами и межстрочное расстояние (интерлиньяж) был равен размеру сетки базовых линий. Допустим, вы используете 15px сетку базовых линий, подразумевая, что между каждой линией сетки 15px. Интерлиньяж будет 15px и расстояние между параграфами тоже будет 15px. Вот пример:
body {
font-family: Helvetica, sans-serif;
font-size: 12px;
line-height: 15px;
}
p {
margin-bottom: 15px;
}
Это позволяет каждому параграфу располагаться на сетке, сохраняя вертикальный ритм текста.
5. Верхние и нижние висячие строки
Верхняя висячая строка — строка текста или слово в конце параграфа. Нижняя висячая строка — слово или короткая строка текста в начале или конце колонки, которая отделена от всего остального текста. Верхние и нижние висячие строки образуют неуклюжие куски, прерывают взгляд читателя и влияют на читабельность. Этого можно избежать увеличив размер шрифта, интерлиньяж, длину строки, расстояние между словами и межбуквенное расстояние или вводя вручную разрывы строки.
К несчастью, нет простого способа предотвратить висячие строки с помощью CSS. Один из способов от них избавится был описан выше, еще один — jQWidon’t, плагин для jQuery, который размещает неразрывные пробелы между последними двумя словами элемента.
6. Выделение
Важно выделять слова не отвлекая читателя. Курсивное начертание часто рассматривается как идеальная форма выделения. Некоторые другие распространенные формы выделения: полужирное начертание, заглавные буквы, капитель, размер шрифта, цвет, подчеркивание или другая гарнитура. Не важно, какой вы воспользуетесь, постарайтесь использовать только одну. Такие комбинации как капитель – полужирное – курсивное начертание отвлекают и смотрятся неуклюже.
Вот несколько способов выделения с помощью CSS:
span {
font-style: italic;
}
h1 {
font-weight: bold;
}
h2 {
text-transform: uppercase;
}
b {
font-variant: small-caps;
}
Имейте в виду, что font-variant работает только в случае, если шрифт поддерживает капитель.
7. Масштаб
Всегда верстайте с учетом масштаба, традиционного ли масштаба разработанного в шестидесятых и с которым мы все знакомы, или тот, который придуман вами. Масштаб важен, так как создает типографическую иерархию, что улучшает читабельность, создает гармонию и улучшает когнитивную пригодность текста.
Пример типографического масштаба определенного в CSS:
h1 {
font-size: 48px;
}
h2 {
font-size: 36px;
}
h3 {
font-size: 24px;
}
h4 {
font-size: 21px;
}
h5 {
font-size: 18px;
}
h6 {
font-size: 16px;
}
p {
font-size: 14px;
}
8. Подчищаем рваные края
Когда создается блок текста с выравниванием по левому или правому краю, не забудьте подчистить рваные края (неровные строки) и сбалансировать текст без всяких неожиданных «дыр» или неуклюжих форм текстовых блоков. Рваные края могут отвлекать читателя. Хороший край «мягкий», равномерный, без слишком длинных, или слишком коротких строк. Нельзя контролировать это с помощью CSS, так что для получения хороших краев надо вносить в текст ручные правки.
Можно улучшить края с помощью переносов, но к сожалению CSS тут бессилен. Возможно, в «ближайшем» будущем CSS3 обеспечит некоторый контроль… Но несмотря на это – не все потеряно. Есть ряд решений на стороне сервера и на стороне клиента, которые осуществляют автоматическую расстановку переносов. Например phpHyphenator, Hyphenator или online генераторы.
Hyphenator.js это Javascript-библиотека которая осуществляет автоматическую расстановку переносов на стороне клиента.
Ресурсы для дальнейшего изучения
Вот список тематически связанных с проблемой статей и книг, которые помогут вам с деталями.
- Five Simple Steps to Better Typography
Mark Boulton - Incremental Leading
Mark Boulton - Compose to a Vertical Rhythm
Richard Rutter — 24 Ways - Setting Type on the Web to a Baseline Grid
Wilson Minor — A List Apart - Setting Web Type to a Baseline Grid
Craig Grannell — Opera - The Elements of Typographic Style Applied to the Web
Robert Bringhurst - How to Size Text in CSS
Richard Rutter — A List Apart - Baseline Rhythm Calculator
Geoffrey Grosenbach - Detail In Typography
Jost Hochuli - The Elements of Typographic Style
Robert Bringhurst - Thinking with Type
Ellen Lupton - Grid Systems in Graphic Design
Josef Müller-Brockmann