Карта сайта 

 Страница ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на Facebook Страница ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на Vk Timkin-blog  Все новости и объявления на сайте института непрерывного и открытого образования

Тел.: +7 (3812) 602-281, пишите: io@omsu.ru

Организация электронного обучения в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского

 

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

 

...  в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

 

(ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 16).

 

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

  • доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
  • фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
  • проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет»

 

 

ФГОС ВО, раздел 7

 

ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОМГУ

 

В нашем университете электронное обучение осуществляется в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) ОмГУ, представленной двумя системами:

  • система электронного документооборота
  • система управления обучением

 

Система электронного документооборота предназначена для ввода, хранения и предоставления фактологических данных об университете, а также для формирования электронных и традиционных документов на их основе. Система электронного документооборота - весьма сложная информационная система, которая решает широкий круг задач, связанных с информационным обеспечением деловых бизнес-процессов вуза. Ее особенностью является персонализация и разграничение доступа к формированию информационных баз данных, получению и изменению информации. Доступ в нее предоставляется через систему личных кабинетов. Каждый участник бизнес-процессов может получить персонифицированный доступ к информации в системе при наличии у него логина и пароля.

 

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ И КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОБОРОТА

 

Система электронного документооборота (СЭД) решает задачи автоматизации ввода, хранения, систематизации, преобразования, формирования и выдачи электронных документов и состоит из следующих подсистем:

  • сайт ОмГУ
  • подсистема бухгалтерского учета
  • подсистема "Приемная комиссия"
  • подсистема "Учебный процесс"

 

Сайт ОмГУ предназначен для представления и продвижения открытой информации об университете внешним и внутренним пользователям университета. Сайт ОмГУ представляет собой распределенную взаимосвязанную структуру сайтов подразделений университета и тематических сайтов, функционирующих в домене omsu.ru, и центрального портала - официального сайта ОмГУ. Ведение сайтов подразделений осуществляется силами самих подразделений. Официальный сайт ведется силами как централизованой команды Университетского центра Интернет, так и контент-менеджерами подразделений, которым предоставляется аутентифицированный вход с правами для редактирования части контента сайта, относящейся к деятельности их подразделения, в том числе, новостей и объявлений, размещаемых на страницах официального сайта университета.

 

Подсистема бухгалтерского учета обслуживает деятельность бухгалтерии, экономических и кадровых служб университета.

 

Подсистема "Приемная комиссия" автоматизирует деятельность университетских служб и учебных подразделений по приему обучающихся в университет. Информация приемной комиссии предоставляется пользователям через веб-интерфейс, реализованный как тематический сайт "Приемная комиссия", имеющий как открытый, так и аутентифицированный доступ.

 

Подсистема "Учебный процесс" предназначена для автоматизации документооборота в задачах управления учебным процессом. Контент подсистемы формируется службами управления и учебными подразделениями уровня деканат/кафедра, осуществляющими ввод, обработку и формирования документов, связанных с проведением образовательного процесса, по запросам указанных служб и подразделений..Подсистема содержит базы данных контингента обучающихся, образовательных программ и формализованных документов, отображающих фиксацию хода образовательного процесса. Кроме того, подсистема СЭД "Учебный процесс" содержит персонифицированный веб-интерфейс для пользователей, обеспечивающий последним доступ к ряду информационных сервисов, в том числе, для целей электронного обучения.

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ

 

Система управления обучением реализована в пуле серверов, построенных на базе открытого программного обеспечения LMS Moodle, и содержит следующие подсистемы:

  • подсистема "Дистанционный колледж" (ПДК)
  • подсистема "Дистанционный бакалавриат" (ПДБ)
  • подсистема "Дистанционная магистратура" (ПДМ)
  • подсистема "Дополнительное образование" (ПДО)
  • подсистема электронного обучения (ПЭО)

 

Первые четыре подсистемы обеспечивают учебный процесс с применением технологий дистанционного образования и предназначены для обучающихся дистанционно. Подсистема электронного обучения обеспечивает информационную поддержку традиционных (форм обучения. Для выполнения этой функции в ПЭО реализуются личные кабинеты участников образовательного процесса (обучающихся, методистов и преподавателей). Базовой единицей системы Moodle является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) дисциплины, практики и государственной итоговой аттестации в форме интрактивных сайтов соответствующих учебных дисциплин.

 

КАК РЕАЛИЗОВАНО ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАШЕМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

Участники образовательного процесса - обучающиеся, преподаватели и методические работники - имеют доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) и электронным информационным ресурсам (ЭИР) посредством любого компьютерного устройства, подключенного к корпоративной сети университета или сети Интернет. Часть ЭОР и ЭИР являются общедоступными, остальные находятся в санкционированном доступе и доступны участникам образовательного процессаи через их личные кабинеты.

 

В личных кабинетах обучающихся организуется доступ к ЭУМК дисциплин, практик и государственной итоговой аттестации, к которым они подписаны в качестве преподавателей, ЭОР и ЭИР, электронным сервисам университета, а также к электронной библиотечной системе (ЭБС). Обучающиеся могут также взаимодействовать с преподавателями и методистами соответствующих дисциплин, а также друг с другом.

 

Преподаватели, зарегистрированные в системе управления обучением, имеют авторский доступ к ЭУМК, в которых они зарегистрированы в качестве преподавателей, что позволяет им размещать, создавать и редактировать в своих ЭУМК упорядоченную совокупность электронных учебных материалов различного типа (от текстовых до гипермедийных), организовывать синхронное и асинхронное взаимодействие с обучающимися, организовывать тестирование и опросы обучающихся, давать им задания, принимать и оценивать их работы, организовывать обсуждения и тому подобное.

 

Сотрудники учебных подразделений, зарегистрированные в системе в качестве методистов определенных ЭУМК имеют доступ к ним, но ограниченные по сравнению с преподавателями права, не позволяющие им редактировать ЭУМК.

 

Преподаватели и методисты, зарегистрированные в системе, одновременно могут выступать обучающимися по другим дисциплинам, например, в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации.

 

КТО В ОмГУ ОТВЕЧАЕТ ЗА ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Подразделение, курирующее подсистему электронного обученияотдел электронного обучения (ОЭО) института непрерывного и открытого образования ОмГУ (ИНОО)

Начальник отдела – Максимов Александр Васильевич
Специалист по методической работе – Плотникова Елена Николаевна
Телефон/факс: 8 (3812) 643–555
Веб-сайт - http://inoo.omsu.ru/content/otdel-elektronnogo-obucheniya-oeo.html
Электронная почтаIO.OEO@omsu.ru
Адрес для переписки: 644077, г. Омск, проспект Мира, д. 55-А, отдел электронного обучения ИНОО
Физический адрес: г. Омск, ул.  50 лет Профсоюзов, д. 100/1, кабинет 422

 

КАКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Нормативные и законодательные основы электронного обучения

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (статья 16)
  • Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
  • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (письмо министерства образования и науки Россий ской Федерации)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 января 2014 г. N 22 г. Москва  "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"
  • Положение об электронной информационно-образовательной среде ОмГУ (утв. приказом ректора от 15.97.2016 №01-06/436

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Что такое "Электронное обучение"?

 

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. К электронному обучению относится:

  • самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других
  • получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия
  • создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность
  • своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения
  • формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;
  • освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям
  • возможность развивать учебные веб-ресурсы
  • возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира
  • доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития

Для электронного обучения небходимо, чтобы в процессе обучения независимо от местонахождения обучающихся и педагогических работников применялись следующие компоненты:

  • базы данных
  • используемая при реализации образовательных программ информация
  • информационные технологии и технические средства, обеспечивающие обработку данной информации
  • информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации
  • средства взаимодействия обучающихся и педагогических работников

 

Как и где можно познакомиться с осваиваемой образовательной программой

В самой верхней строке главной страницы официального сайта ОмГУ найдите ссылку "Сведения об образовательной организации". Если нажать на нее, то в открывшемся разделе можно найти раздел "4. Образование". В данном разделе найдите ссылку "Сведения о реализуемых образовательных программах", которая ведет к перечню реализуемых университетом уровнях образования:

Выбрав необходимый уровень, Вы попадете на список реализуемых образовательных программ.

 

Для поиска нужной программы необходимо знать название образовательной программы, профиль обучения, если он имеется, а также форму обучения. Найдя интересующую строчку, можно узнать код программы и нормативный срок ее освоения, загрузить описание образовательной программы, учебный план и график учебного процесса, а также рабочие программы дисциплин (модулей) и практик. Список программ бакалавриата и магистратуры разбит на две большие группы:

  • образовательные программы, реализуемые в соответствии с федералдьными образовательными стандартами высшего образования (ГОС)
  • образовательные программы, реализуемые в соответствии с федералдьными образовательными стандартами (ФГОС)

 

Список программ специалитета разбит на две большие группы:

  • образовательные программы, реализуемые в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего
  • образовательные программы, реализуемые в соответствии с федералдьными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)

 

Где можно познакомиться с образовательными стандартами?

Высшее образование осуществляется в соответствии с треебованиями государственных образовательных стандартов. В настоящее время в нашей стране одновременно действует несколько стандартов. Во-первых, это новые недавно принятые  государственные образовательные стандарты, которые называют Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО). Во-вторых, это более старые Государственные образовательные стандарты (ГОС) и, во-вторых, чуть боле "молодые" Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Обучение по этим прежним стандартам ведется для наборов прежних лет и для тех специальностей и направлений, где федеральные методические советы еще не успели разработать и утвердить свои ФГОС ВО. В то же время, в связи с вводом в действие профессиональных стандартов по части профессий и ведещейся разработкой профстандартов для остальных профессий начинается разработка нового поколеня образовательных стандартов высшего образования, согласованных с ними.

 

Ознакомиться со стандартами высшего образования, примерными образовательными программами и рабочими программами актуальных дисциплин можно на сайте "Портал федеральныхобразовательных государственных образовательных программ высшего образования" или на официальном сайте ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.в разделе "Сведения об образовательной организации" в подразделе "5. Образовательные стандарты".

 

Как и где можно прочитать рабочую программу дисциплины, практики государственной итоговой аттестации

 

Файл аннотации (краткое описание) рабочей программы дисциплины, практики или государственной итоговой аттестации можно найти на официальном сайте ОмГУ в той же строке таблицы, где находится та образовательная программа, В самой верхней строке гkавной страницы официального сайта ОмГУ найдите ссылку "Сведения об образовательной организации". Если нажать на нее, то в открывшемся разделе можно найти раздел "4. Образование". В данном разделе найдите ссылку "Сведения о реализуемых образовательных программах", которая ведет к перечню реализуемых университетом уровнях образования:

 

Выбрав необходимый уровень, Вы попадете на список реализуемых образовательных программ. и файл аннотаций рабочих программ дисциплин, практик и государственной итоговой аттестации, соответствующих данной образовательной программе.

 

Для поиска нужной программы необходимо знать название образовательной программы, профиль обучения, если он имеется, а также форму обучения. Найдя интересующую строчку, можно узнать код программы и нормативный срок ее освоения, загрузить описание образовательной программы, учебный план и график учебного процесса, а также рабочие программы дисциплин (модулей) и практик. Список программ бакалавриата и магистратуры разбит на две большие группы:

  • образовательные программы, реализуемые в соответствии с федералдьными образовательными стандартами высшего образования (ГОС)
  • образовательные программы, реализуемые в соответствии с федералдьными образовательными стандартами (ФГОС)

 

Список программ специалитета разбит на две большие группы:

  • образовательные программы, реализуемые в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего
  • образовательные программы, реализуемые в соответствии с федералдьными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)

 

Полный текст рабочей программы доступен только обучающимся и преподавателям, данной дисциплины, практики или государственной итоговой аттестации через ее электронный учебно-методический комплекс, авторизованный доступ к которому возможен только через личный кабинет. Рабочая программа размещается в верху электронного курса в общей его части. Как правило, файл рабочей программы представлен в формате Adobe Acrobat.

 

Что такое "Личный кабинет в электронной информационно-образовательной сети ОмГУ"

 

Электронная информационно-образовательная среда ОмГУ предоставляет доступ обучающимся к открытым и персонализованным электронным ресурсам и услугам. Открытые электронные ресурсы и услуги размещаются на официальном сайте университета, сайтах его подразделений и тематических сайтах, размещенных в корпоративной компьютерной сети ОмГУ, и доступны любому пользователю сети Интернет. Доступ к персонализованным электронным ресурсам и услугам возможен только для определенных категорий обучающихся и работников университета и возможен только через их личные кабинеты.


В электронной информационной образовательной среде ОмГУ возможен персональный доступ к электронным учебно-методическим комплексам дисциплин, практик и государственной итоговой аттестации, к портфолио обучающихся, к персональной информации конкретных студентов.Персональный доступ, как правило, организуется к таким электронным ресурсам и услугам, открытая публикация к которым запрещена законодательством, нормативной базой, локальными нормативными актами университета и/или по другим соображениям. Кроме того, в зависимости от категории пользователя персонализируемый доступ может быть разноуровневым. Например, определенные категории пользователей могут только просматривать информацию без права ее редактирования, другие категории могут получить права редактирования. Так, например, к доступ к конкретному электронному курсу для студентов ограничен правами просмотра, взаимодействия с преподавателем и другиме обучающимися, а также возможностью проходить тестирование по теме. Пользователь, являющийся автором электронного курса, дополнительно имеет право редактировать его содержание, создавать тесты и назначать даты тестирования, давать задания и выставлять оценки студентам, а такжже ваимодействовать со всеми студентами, записанными на данный электронный курс. Пользователь-тьютор электронного курса, в отличие от автора не может вносить изменения в учебный материал и тесты. 
 

Для доступа в личный кабинет необходимо наличие у клиента логина и пароля, а также знание интернет-адреса для входа в него. Ссылки для входа в личные кабинеты:

 

Как студенту получить логин и пароль для входа в личный кабинет электронной информационно-образовательной среды ОмГУ

 

Обучающийся может получить логин и пароль личного кабинета следующим путями:

  • централизовано в деканате под подпись в специальном журнале при получении зачетной книжки, если Вы поступили на первый курс
  • обратившись лично в управление информатизации для полученя логина и пароля или для его востановления в случае утери/разглашения
  • от преподавателя, ведущего занятия по дисциплине, имеющей поддержку в виде электронного курса

В первом и втором случае Ваши логин и пароль будут действительны при входе на сайт электронного обучения и на сайт электронных сервисов.

 

Преподаватель может получить логин и пароль для входа в личный кабинет на сайте электронного обучения следующими путями:

  • централизовано через деканат или кафедру, если они подали списки таких преподавателей с указанием фамилий, имен, отчеств, действующих адресов электронной почты, кафедр, должностей, ученых званий и ученых степеней, а также перечней дисциплин, электронные курсы которых закрепляются за данными преподавателями, в отдел электронного обучения
  • лично, обратившись в отдел электронного обучения электронным письмом с указанием Вашей фамилии, имени, отчества, действующего адреса электронной почты, кафедры, должности, ученого звания и ученой степени, а также дисциплину/перечень дисциплин, электронные курсы которых закрепляются за Вами, в отдел электронного обучения
  • автоматически после курсов повышения квалификации по электронному обучению, где Вас сначала зарегистрируют как слушателя на соответствующий курс повышения квалификации, а после получения удостоверения о повышении квалификации, если Вы заполнили анкету на сайте курса

 

В случае, если за электронным курсом не закреплены слушатели, преподаватель может подать в отдел электронного обучения списки студентов с указаним наименования дисциплины, фамилий, имен, отчеств, номеров групп и действующих адресов электронной почты.

 

Деканат или кафедра может централизовано организовать регистрацию преподавателей или студентов в электронной информационно-образовательной среде университета,, направив в электронном виде списки:

  • преподавателей с указанием фамилий, имен, отчеств, действующих адресов электронной почты, кафедр, должностей, ученых званий и ученых степеней, а также перечней дисциплин, электронные курсы которых закрепляются за данными преподавателями, в отдел электронного обучения
  • студентов с указанием фамилий, имен, отчеств, действующих адресов электронной почты, номеров групп, уровней подготовки, направлений/специальностей, годов поступленияя, ккдов образовательных программ, а также списков электронных курсов, закрепленных за группами

 

Где преподаватель может обучиться работе в системе электронного обучения Moodle

Согласно разделу 7 ФГОС ВО все работники образовательной организации, задействованые в электронном обучении, должны пройти соответствующую подготовку по дополнительным профессиональным программам. В ИНОО ОмГУ имеется дистанционный курс электронногот обучения "Работа преподавателя в личном кабинете Moodle", а также раж других курсов, связанных с применением электронного обучения, открытого образования и дистанционных образовательных технологий. Зачисление на курсы производится по заявке деканата/кафедры, направленой на ФПК. По окончанию курса слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.