Дополнительное профессиональное и ускоренное высшее образование
в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского

Карта сайта 

 Страница ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на Facebook Страница ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на Vk Timkin-blog  Все новости и объявления на сайте института непрерывного и открытого образования

Тел.: +7 (3812) 602-281, пишите: io@omsu.ru

Утверждена Стратегия развития информационного общества в РФ до 2030 г.

 

В среду 10.05.2017 на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Указ Президента Российской Федерации утверждающий Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 года.

 

Во вторник президентом утвержден указ «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Подписанный вариант существенно отличается от проекта, который в декабре 2016 г. был опубликован Советом по безопасности, так как в нем внесено большое число правок.

 

Принятый документ определяет зачем и как будут действовать органы власти и самоуправления во внутренней и внешней политике в сфере применения информационно-коммуникационных технологий.

 

Стратегия нужна как условие формирования в стране «общества знаний», – говорится в указе, понимая под этим «общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учётом стратегических национальных приоритетов РФ».

 

Стратегия, в основном, посвящена информационным и телекоммуникационным технологиям как важнейшему элементу национальной инфраструктуры. Цель – построение общества знаний и создание  цифровой экономики. В предыдущей редакции Стратегии целью было «повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий».

 

В Стратегии объявлены национальные интересы России в информационном мире, такие, как развитие человеческого потенциала, обеспечение безопасности граждан и государства, повышение роли России в мире, развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы, формирование цифровой экономики.

 

Стратегия декларирует право граждан на доступ к информации и «свободу выбора средств получения знаний при работе с информацией», а нецифровые формы получения товаров и услуг сохраняются. При этом государство берёт на себя «защиту интересов российских граждан в информационной сфере».

 

Определены важные термины, такие, как:

  • безопасные ПО и сервисы — «сертифицированные на соответствие требованиям к информационной безопасности, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации»
  • «индустриальный Интернет» – использование интернета как среды информационного взаимодействия элементов промышленного оборудования без участия человека
  • «Интернет вещей» – индустриальный Интернет применительно к «вещам (физическим предметам)»
  • информационное общество – «в котором информация и уровень её применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан»
  • информационное пространство – синоним термина «информационная инфраструктура
  • критическая информационная инфраструктура РФ – совокупность объектов критической информационной инфраструктуры, а также сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры между собой
  • обработка больших объёмов данных – «совокупность подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников информации, в объёмах, которые невозможно обработать вручную за разумное время»
  • объекты критической информационной инфраструктуры – IT-системы государственных органов, оборонной промышленности, здравоохранения, транспорта, связи, кредитно-финансовой сферы, энергетики, топливной, атомной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности
  • сети связи нового поколения – системы индустриального Интернета и Интернета вещей
  • технологически независимые программное обеспечение и сервис –независимые от иностранного поставщика)
  • цифровая экономика – «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде»
  • информационное пространство знаний – информационное пространство, основанное на знаниях

 

Как утверждается в Стратегии, в 2016 г. в РФ было 80 млн. интрнет-пользователей, а при подключении всех 14 тыс. сел с числом жителей 250–500 чел. их количество прибавится на 5 млн. В среднем на одного человека приходится два номера мобильных телефонов. Электронными госуслугами пользуются 34 млн. Благодаря Интернету В 2015 г. в стране реализовано через Интернет товаров и услуг на сумму, равную 2,3% от ВВП. Но нет сравнения с другими странами, но сказано, что ИТ в России, «основаны на зарубежных разработках», поскольку «отечественные аналоги в настоящее время отсутствуют», а это «усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и государства в информационной сфере» и «международно-правовые механизмы», обеспечивающие суверенитет государств даже в их национальных сегментах Интернета, отсутствуют.

 

«Российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню развития граждан России» –сказано в Стратегии о информационном наполнении. – «…Приоритетное развитие национальной информационной инфраструктуры в ущерб формированию и распространению знаний… не в полной мере соответствует целям, продекларированным на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходившей в Женеве в 2003 году», констатирует «Стратегия».

 

Стратегия определяет приоритеты России:

  • формирование информационного пространства с учётом потребностей всех в получении качественных и достоверных сведений
  •  развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры государства
  • создание отечественных конкурентоспособных ИКТ и новой технологической основы развития экономики и социальной сферы
  • обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики

 

Впервые первостепенное внимание уделено не средствам накопления и передачи данных, а самой информации: цель состоит в «обеспечении прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создании условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора». говорится о информационной безопасности детей, «продвижении» русского языка, поддержке «традиционных форм распространения знаний».

 

Механизмы формирования информационного пространства знаний, в частности, включают:

  • совершенствование механизмов обмена знаниями
  • формирование Национальной электронной библиотеки
  • совершенствование дополнительного образования
  • развитие и использование образовательных технологий, в том числе дистанционных, электронного обучения
  • разработку и реализацию партнёрских программ вузов и «российских высокотехнологичных организаций»
  • совершенствование механизмов ограничения доступа к информации, запрещенной законом, и её удаления, законодательного регулирования деятельности СМИ, интернет-телевидения, новостных агрегаторов, социальных сетей, сайтов, мессенджеров
  • эффективное использование платформ распространения достоверной и качественной информации, насыщение рынка медиапродуктами и сервисами российского производства
  • IT-инфраструктуру

 

Упор в Стратегии делается на безопасность, то есть, «недопущение подмены, искажения, блокирования, удаления, снятия с каналов связи и иных манипуляций с информацией». В частности, будет введено централизованное управление информационной инфраструктурой.

 

Стратегия предлагает поэтапно перейти к отечественным средствам защиты данных, оборудованию, ПО и элементной базе.

 

Будет создана централизованная система управления единой сетью электросвязи РФ и обеспечена возможность независимой работы российского сегмента Интернета.

 

«Стратегия» ставит целью формирование новых ИТ-рынков и лидерство на них в следующих направлениях:

  • конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения
  • обработка больших объемов данных
  • искусственный интеллект
  • доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации
  • облачные и туманные вычисления
  • Интернет вещей и индустриальный Интернет, робототехника и биотехнологии
  • радиотехника и электронная компонентная база;
  • информационная безопасность

 

В социально-экономической сфере, в частности, предполагается:

  • использование ИКТ при опросах и переписи населения
  • создание систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни
  • повышение доступности данных официального статучета и других сведений
  • осуществление в электронной форме идентификации и аутентификации участников правоотношений
  • представления отчётности в органы власти за счет информационных систем
  • обеспечение трансграничного пространства доверия к электронной подписи.

 

Стратегией определены показатели оценки развития информационного общества, цифровой экономики, её влияния на рост ВВП. Оценивается «состояние перехода к использованию организациями наукоемких технологий».

 

Источник – сайт Экспертный центр электронного государства